Операция и реабилитация при деформации первого пальца стопы (hallux valgus)

Перед операцией обязательна консультация специалиста-ортопеда. Заключение врача основывается на трех компонентах:

• Медицинская история. Врач спросит вас об общем состоянии здоровья, об эффективности консервативных способов лечения и о том, насколько сильная боль вас беспокоит. Очень важна информация о перенесенных и хронических заболеваниях, так как они могут повлиять на исход операции. Диабет или ревматоидный артрит, например, увеличивают риск развития инфекции и замедляют заживление. Сосудистые расстройства могут стать причиной сильной боли и медленного заживления. Обязательно скажите врачу об аллергических реакциях на лекарственные препараты.
  • Осмотр позволяет оценить степень деформации, повреждения мягких тканей. Ортопед выявит наличие других деформаций (молоткообразные пальцы, натоптыши, мозоли).
  • Рентгенограммы дают возможность точно измерить углы отклонения костей для определения методики и объема операции. Рентгенограммы выполняют в положении стоя (с нагрузкой). На консультации ортопед определит, является ли хирургический метод наилучшим для вас, обсудит еще раз все безоперационные методы. Он также расскажет о возможных рисках и осложнениях после операции.

Подготовка к операции

Если вы решили сделать операцию, то вам необходимо пройти полное обследование – сделать анализы крови и мочи, рентгенограмму грудной клетки, ЭКГ. По результатам этих исследований терапевт сделает заключение о состоянии вашего здоровья. Проконсультируйтесь с врачом о препаратах, которые вы принимаете постоянно: прием одних надо продолжить, а некоторые перед операцией следует отменить.

Специальные рентгенограммы стоп должны быть с вами во время операции – это может помочь в ходе вмешательства.

Операция

Почти все операции мы проводим в режиме «стационара одного дня» или даже амбулаторно. Это значит, что вы поступаете в клинику за несколько часов до операции, вас еще раз осматривает врач, заполняется медицинская документация и вы оказываетесь в операционной.

Большинство операций проводятся под проводниковой анестезией: это означает, что стопа ничего не чувствует, а вы находитесь в сознании и дышите самостоятельно. Общая или спинальная анестезия используется редко. Бригада анестезиологов присутствует рядом на случай необходимости коррекции обезболивания.

После операции вас отвезут в палату. Выпишут вас в тот же или на следующий день.

Ваше восстановление дома

Успех лечения во многом зависит от того, насколько четко вы следуете инструкциям и рекомендациям врача в первые несколько недель после операции. Вы будете регулярно встречаться со своим врачом, чтобы быть уверенной, что стопа заживает правильно.

Перевязки: Вас выпишут с повязками на стопе, удерживающими пальцы в правильном положении. У вас также будет специальная послеоперационная обувь или жесткая фиксирующая лонгета для защиты стопы. Швы снимают обычно через 2 недели после операции, но стопа может нуждаться в дополнительной повязке или жесткой фиксации в течение 6–8 недель. Чтобы заживление шло успешно, не следует разбинтовывать или мочить повязки. Это может привести к попаданию инфекции или возврату деформации. Когда вы принимаете душ, желательно закрыть повязку полиэтиленовым пакетом или пищевой пленкой.

Нагрузка: Ортопед может посоветовать в первые несколько дней после операции использовать ходунки или костыли. Постепенно, по мере того как стопа станет заживать, можно будет увеличивать нагрузку на нее. И все же стоит ограничить ходьбу в первые недели после операции.

Отек и обувь после операции: В первые дни после операции старайтесь как можно дольше держать ноги повыше и прикладывайте к стопе лед для снижения отека и воспаления.

Небольшое воспаление мягких тканей стопы в первые 6 недель после операции – нормальное явление. Когда снимите повязку и специальную обувь, носите кроссовки или ботинки из мягкой кожи в течение нескольких месяцев, пока стопа окончательно не заживет. Не надевайте модельную обувь на высоком каблуке в течение 6 месяцев после операции. Следуйте подсказкам о правильной обуви, указанным выше, тем самым вы предотвратите возврат деформации.

Течение реабилитации после операционного лечения

Частый вопрос: "Сколько реабилитация?" "Как она протекает?"
Давайте разберём по неделям. Договоримся, что все сроки отсчитываем от момента операции. И эти советы носят общий характер, то есть у большинства пациентов именно так и происходит. ИТАК!

1-2 недели.
Максимально домашний, постельный режим и нога поднята выше уровня сердца, чтобы была профилактика отека. На ногу можно наступать в обуви Барука, либо наступать только на пятку. Тут Вы сами решаете как быстрее дойти до туалета. Ибо ходить можно только в туалет и на кухню поесть. Почему так и что это Вам даст. После операции, когда вы будете опускать ногу вниз, Вы будете чувствовать приток крови к ноге и будете чувствовать, что она наливается "тяжестью". Во-первых, это дискомфортно и больно. Во- вторых, нога будет отёчна, и это может замедлить вашу реабилитацию, которая начнётся с 3-й недели. На большом отеке будет затруднительно разрабатывать пальцы. А когда Вы опускаете ногу вниз кровь под действием силы тяжести и работы сердца течёт вниз. А вот наверх ей помимо работы сердца помогает течь работа мышц и клапаны. А у Вас после операции мышцы работают плохо, ноге больно. Вот так на пальцах и довольно примитивно я постарался объяснить особенности первых 2 недель после операции.

Послеоперационный период. 3-4 неделя.
Первые 2 недели Вы пролежали и просидели дома. Нога кверху, Вы себя берегли и ждали когда же можно уже что-то делать. Но не спешим.
Через 2 недели после операции важный этап - снятие швов. В случае с моими пациентами- швы не снимаются! нитки сами рассасываются.
И.....Теперь точно можно мыться под душем и не заматывать ногу в пищевую плёнку. ( это при условии, что все зажило хорошо, и рана сухая).
Вам сняли швы, и теперь пора заниматься разработкой пальцев. И это ОЧЕНЬ важно. Это может быть больно, неприятно и тд. Но это НАДО начинать делать. Если не сможете сами, тогда обращаемся к реабилитологу и занимаемся с ним.
Если этого не делать, ждать когда будет меньше болеть, будет время и тд., тогда у Вас будет ровный палец, но не сгибающийся. Помните об этом.
Ходить можно больше и столько сколько Вам комфортно. Но обязательно в послеоперационной обуви! .
Можно садиться за руль и ездить. Только в обуви Барука. И учитывайте, тот факт, что водить в ней "слегка" необычно. Поэтому мой совет- потренируйтесь во дворе, а потом выезжайте на дороги. Это Ваша ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.

К концу 4 недели я своим пациентам назначаю рентген контроль и после этого решаю вопрос о переходе к нормальной обуви (она должна быть свободной, не давить на ногу. Что-то типа кроссовок.)

Могу сказать, что 70-80 % моих пациентов ходят с 5-й недели без послеоперационных ботинок. Но есть пару важных моментов!
Пациент ещё не делает полный перекат через 1-й плюсне-фаланговый сустав. И 2 недели Вы просто передвигаетесь в обычной обуви. И продолжаем заниматься ЛФК для пальцев. Ежедневно 2-3 раза в день по 10-15 минут. И если нога отекает, значит необходимо носить компрессионный трикотаж.

Начиная с 7-й недели очень важное событие, от которого все отвыкли!!
Вы начинаете ходить с перекатом через первый палец. И это крайне важно. Многие из Вас делают ошибку перенося вес тела на наружный край стопы. Таким образом, через пару недель начинает болеть в области 3,4,5 плесневых костей, а 1-й палец Вы из-за страха щадите. Я понимаю, что страшно, что так привыкли, что так проще ...... но крайне важно начать ходить правильно. И это потребует от Вас внимания и сосредоточенности.

В принципе, это самое основное действие, которое Вам предстоит на этих сроках. И, конечно, Вы носите свободную и удобную обувь. Стопа ещё может быть отечной и это НОРМАЛЬНО. Вы можете носить компрессионный трикотаж. И в конце 8 недели опять нужно сделать рентген контроль с нагрузкой.